Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Дата: 6 ноября в 13:51, Обновлено 6 ноября в 13:53

Консультация родителям

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Дорогие мамы и папы!
    Как известно, ораторами не рождаются. А чтобы ваш ребёнок научился говорить красиво и правильно, не стоит пускать это важное дело на самотёк. Чтобы речь лилась легко и плавно, произношение должно быть ясным и чётким.
    Слова, сказанные сквозь зубы, почти не раскрывая рта, вряд ли послужат хорошему взаимопониманию между людьми.
Так что постараемся устранить этот и многие другие распространённые недостатки речи у ребёнка, пока они не вошли в привычку. Как поётся в известной песенке: «во всём нужна сноровка, закалка,  тренировка».  Они нужны и для развития органов речи.
А для этого нам предстоит заняться артикуляционной гимнастикой.
  Это полезно каждому ребёнку в возрасте от 3до 7 лет. Гимнастика особенно нужна тем. у кого отмечается нарушение  звукопроизношения, задержка речевого развития, заикание.
  Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными и подвижными.
А вот зачем язык тренировать. Ведь он и так « без костей?»
Оказывается, язык – главная мышца органов речи.
И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
   Недостатки произношения отягощают эмоционально-  психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
  Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
  Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение.
  Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Формирование и совершенствование связной речи у учащихся
Компоненты связной речи
    Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь,  смысловое содержание  которой понятно только в связи с ситуацией.
    Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без её непосредственного восприятия.
Четыре уровня речевого развития
     Первый уровень. Речевые средства ребёнка ограничены,  активный словарь практически не сформирован. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
    Второй уровень. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи, активный словарный запас расширяется за счёт предметной и глагольной лексики.
   Третий уровень. Наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Появляются навыки словообразования.
   Четвёртый уровень. Незначительное нарушение компонентов языковой системы ребёнка, недостаточная  внятность и нечёткая дикция.
Формирование связной речи осуществляется:
– в процессе разнообразной практической деятельности;
– при проведении игр;
– при проведении режимных моментов;
– в процессе наблюдения за окружающим миром;
– на специальных коррекционных занятиях.
Этапы работы по обучению рассказыванию
Первый этап. Формирование навыка составление простых предложений по вопросам, картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.
Второй этап. Совершенствование навыка ведение диалога. Начало обучения составлению рассказов- описаний и простых пересказов.
Третий этап. Обучение составлению рассказа на заданную тему. Развитие самостоятельной связной речи у учащихся.
Работа над пересказом
– особое внимание уделять выбору произведений для пересказа;
– цель подготовительных занятий – активизировать внимание детей;
–  текст прочитывать дважды, в медленном темпе;
–разбор содержания проводить в вопросно-ответной форме и  др.
Виды работы с картинным материалом
1.Составление рассказа по сюжетным многофигурным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц.
2.Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий.
3.Рассказывание по сериям сюжетных картинок.
4.Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми последующих и предыдущих событий.
5.Описание пейзажной картины.
Обучение описанию предметов
    Главная задача – создание словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.
Виды работ по обучению описанию предметов
– подготовительные упражнения к описанию предмета;
– формирование первоначального навыка описания предмета по основным признакам4
– обучение развёрнутому описанию предмета
– формирование навыка самостоятельного описания предмета;
– подготовка к обучению сравнительному описанию.
     Виды творческого рассказывания
– рассказ по аналогии;
– составление предложений для завершения рассказа;
– составление рассказа по опорным словам;
– составление рассказа на предложенную тему.
     Условия эффективной работы по развитию связной речи учащихся
– систематичность проведения
–распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;
–подчинённость заданий выбранной цели;
– чередование  и вариативность упражнений.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.