Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Советы по развитию слухового восприятия

Дата: 6 ноября в 14:09

Советы по развитию слухового восприятия

    Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не только суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

    Цель данных советов – эффективная помощь в обучении языку, которая реализуется на уровне звукового анализа слов. Звуковой анализ – это: определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой).

    Для успешного проведения звукового анализа, необходимо развивать у ребёнка фонематический слух и фонематическое восприятие, стимулировать слуховые ощущения.

    Например, чтобы научить ребёнка различать разнообразные звуки и слова, можно поиграть в «слуховые» игры:

- слушать звуки и определять, как они звучат – высоко или низко;

- искать спрятанные, тикающие часы;

- сравнивать различные звуки, например, издаваемые при встряхивании жестянок с рисом и горохом и т. д.;

- записывать на плёнку магнитофона голоса детей и слушать, кто говорит;

- рисовать под разную музыку;

- петь песни.

    Можно вместе с детьми поиграть и в такие игры:

    Учимся слышать звуки

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим – это звуки. А много ли звуков мы можем различить? Давай посидим минуту очень тихо: какие звуки ты услышал?

    Угадай по звуку

    Сядь ко мне спиной и не поворачивайся, Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно мять руками бумагу, рвать её, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчёсывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

    Посидим в тишине

    Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

    Разведчик

    Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол и обувь не должны скрипеть.

    Что за машина?

    Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

    Услышь шёпот

    Отойди от меня на пять шагов. Я буду шёпотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

    Морзянка

    Слушай внимательно ритм, который я простучу. Повтори. (с каждым разом предлагается всё более трудный ритмический рисунок).

    Угадай, чей голосок

    Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт, свистящий чайник, собаку, кошку т. п., а ты угадывай.

    Угадай, кто говорит

    Угадай, кто это произносит:

- Открой рот и скажи «А-а».

- Налить вам ещё чаю?

- Раз, два, три, водишь ты!

- Сегодня ночью и завтра днём переменная облачность, без осадков.

- Осторожно, двери открываются. Следующая остановка – «Детский мир».

    Что это?

    На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

    а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и скворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякиванье ложки в стакане. Стук в дверь, стук выключателя.

    б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. п.

    в) Улица: гудок машины, звук закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех. Звук пролетающего самолёта, пение птиц.

    Приятно слушать этот звук?

    Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, кашель.

    Волшебный сундучок

    Послушай и угадай, что в коробке? (может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок т. д.)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.